Начало игры: Украина требует у США 5 млрд долларов российских активов, но получит проблемы
Украина пытается реализовать в США решение Третейского суда в Гааге о взыскании с России 5 млрд долларов, но быстрого результата Киев не получит. Россия может затянуть процесс и даже разбить украинские аргументы, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» юрист-международник Алексей Исполинов.
Украина пошла в американский суд
«Нафтогаз Украины» подал ходатайство в Федеральный окружной суд округа Колумбия (США) об исполнении решения Третейского суда в Гааге по крымским активам и о принудительном взыскании с российской стороны признанных там 5 млрд долларов компенсации.
«Предметом иска “Нафтогаза” является решение обычного международного коммерческого арбитража, разговор идет даже не об инвестиционном споре, поэтому требования истца в этом вопросе основаны на Нью-Йоркской конвенции», — заключает юрист-международник, кандидат юридических наук Алексей Исполинов.
Имеется в виду Нью-Йоркская конвенция 1958 года, по которой национальные суды должны исполнять постановления международных коммерческих арбитражей. Правовой порядок в этой истории простой: выигравшая международный арбитраж сторона может обратиться в любой национальный суд стран-подписантов и потребовать исполнения полученного решения, если ответчик не собирается этого делать добровольно.
«Истец указывает на то, что в определенной стране присутствуют активы ответчика, и требует от ее национального суда наложить на них арест. В мире сложилась практика, что эти международно-правовые принципы лучше всего реализуются в Австралии и США. Выигравшая арбитраж сторона здесь ничем не ограничена, и это не первый случай, который рассматривается в суде округа Колумбия», — резюмирует Исполинов.
Один иск вместе с перечислением объектов, которые американская юрисдикция должна, по мнению Киева, арестовать, занимает сотни страниц. Аналогичные кульбиты украинцы пытаются провернуть в Европе, но пока без какого-либо результата.
На разбирательство уйдут годы
«Смысл Нью-Йоркской конвенции заключается в том, что национальные суды не лезут в суть дела, они обладают правом не признавать арбитражные решения только в случае серьезных нарушений норм процессуального права. Примеры таких нарушений: “арбитраж превысил свои полномочия”, “арбитраж проявил пристрастность”, “арбитраж допустил серьезные процессуальные ошибки”», — констатирует Исполинов.
Американский суд не будет рассматривать дело по существу, зато тщательно изучит решение Третейского суда в Гааге на предмет процессуальных ошибок.
«Игра юристов по этому делу начинается здесь, ведь Нью-Йоркская конвенция позволяет не признавать арбитражные решения на основе противоречия нормам публичного порядка. Никакого автоматического признания в США не будет — украинцам не стоит рассчитывать на то, что суд проштампует решение, после чего приставы пойдут изымать российскую собственность», — заключает Исполинов.
Стороны представят доводы и аргументы, а на само разбирательство уйдут несколько лет. США не пойдут на нарушение процедуры, иначе это создаст угрозы американскому бизнесу, который для Вашингтона важнее любых украинских требований.
Киев не получит 5 млрд долларов
Большой вопрос, что американцы могут изъять у Москвы — российских государственных активов в США немного и их точно не наберется на 5 млрд долларов, а дипломатическая собственность находится под защитой международного прав. История рискует вылиться в долговременное дело, особенно если РФ или «Газпром» наймут качественных юристов, которые найдут пробелы в арбитражном решении.
«Нужно смотреть на специфику. Существуют российские компании с госучастием, у которых могла остаться собственность в США. Отвечают они по долгам или не отвечают? Этот вопрос в правовом смысле до сих пор не решен, поэтому, чтобы делать выводы, нужно проанализировать международную судебную практику и решения этого федерального окружного суда», — резюмирует Исполинов.
Украинцы не найдут в США российской собственности на 5 млрд долларов, но они могут заблокировать активы на меньшую сумму. Проблема носит политический характер, целесообразность отходит тут на второй план, поэтому Киев готов тянуть эту историю годами.
Неизвестно, будет ли Москва участвовать в данном процессе. Если до февраля 2022 года российские представители исправно являлись по украинским делам в западные суды и арбитражи, несмотря на то что Минюст объявил это «развязанной против России юридической войной», то за последние 16 месяцев ситуация поменялась. Отношения с недружественными странами находятся на нуле, и для Москвы больше нет смысла доказывать там свою правоту.
Читайте также
- Мастерство лжи от Госдепа: Блинкен изобразил заботу о процветании россиян
- Это фантастика: Запад не учел один фактор, пытаясь присвоить земли Украины
- Симулируем жизнь: почему Запад защищает российский транзит через Украину
- Первый Блинкен комом: США запутались в лжи про российскую экономику
Дмитрий Сикорский
Источник:rueconomics.ru