Лекарство от санкций: МС-21 поможет гражданской авиации РФ больше Ту-214

Ту-214 создан на основе технологий прошлого века и может выпускаться ограниченным тиражом. Россия в этом классе авиалайнеров должна сделать ставку на новый проект МС-21, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» авиаэксперт Роман Гусаров.

<br />
                    Лекарство от санкций: МС-21 поможет гражданской авиации РФ больше Ту-214<br />

Управляющий директор «Туполева» Вадим Королев анонсировал выпуск 20 самолетов типа Ту-214 в год уже к 2027 году. Разговор идет о лайнере, который был разработан на закате СССР, подретуширован в девяностые годы, но так и не пошел в крупносерийное производство.

Ту-214 производится в малых сериях

«На заявление о выпуске двадцати самолетов в год хочется вспомнить крылатую фразу Станиславского “не верю”, потому что в течение тридцати лет производство лайнеров семейства Ту-204/Ту-214 составляло на двух заводах всего три машины в год», — заключает эксперт в области гражданской авиации Роман Гусаров.

Россия с 1989 года построила 89 таких машин, причем существующие мощности неспособны резко усилить производство. Лайнеры делаются шаблонным методом, который подходит для мелких серий и проектов ОПК, но не для коммерческой авиации.

Производство Ту-214 расположено на предприятии «Авиастар» в Ульяновске и Казанском авиационном заводе имени С. П. Горбунова.

<br />
                    Лекарство от санкций: МС-21 поможет гражданской авиации РФ больше Ту-214<br />


«С чего вдруг какой-то из этих заводов получит новые производственные возможности, которые позволят увеличить выпуск в семь раз? Три или пять самолетов в год, это да, но и то не сразу, а через какое-то время», — констатирует Гусаров.

Технологии времен СССР

Вариант Ту-214 была разработан в начале девяностых и пошел в серию в 2001 году.

«Сегодня эта машина уступает почти по всем параметрам современным лайнерам: в первую очередь по расходу топлива, у нее три члена экипажа вместо двух и другие экономические ограничения которые делают самолет неконкурентным», — резюмирует Гусаров.

Коммерческая авиация должна приносить прибыль, поэтому авиастроители проектируют машины с минимальным расходом топлива и экипажем из двух человек. Все это позволяет минимизировать издержки и без этого не в самой маржинальной отрасли экономики.

<br />
                    Лекарство от санкций: МС-21 поможет гражданской авиации РФ больше Ту-214<br />


«Технологии сборки Ту-214 – это прошлый век, современное серийное производство строится на других принципах. Мы этому учились в течение двадцати лет, сначала в рамках проекта Superjet-100, а теперь и МС-21», — констатирует Гусаров.

Производство МС-21 предполагает современные цифровые станки, которые делают нужные детали в необходимом количестве. Ту-214 под такие методы не заточен, поэтому производится он дедовскими методами, которые бьют по его себестоимости.

Ту-214 проигрывает по экономике МС-21

«У МС-21 здесь все другое: цифровизация, пятикоординатные станки, конвейерная бесстапельная сборка, все это не было заложено в Ту-214 при всех его объективных достоинствах как воздушного судна. Это уже лайнер вчерашнего дня, несмотря на то, что он способен перевозить пассажиров, летать далеко и надежно, с этим у него все хорошо, но у коммерческой авиации другие приоритеты», — заключает Гусаров.

Авиакомпании и пассажиры считают деньги и выбирают наиболее выгодные решения.

<br />
                    Лекарство от санкций: МС-21 поможет гражданской авиации РФ больше Ту-214<br />


«Никто не хочет переплачивать за Ту-214 из-за того, что он ест много топлива и у него еще один пилот с немаленькой зарплатой. Конкурентное преимущество получит авиакомпания, которая летает на более современном самолете», — констатирует Гусаров.

Еще не надо забывать про такой вопрос как сроки эксплуатации воздушного судна.

«Самолеты, которые выпускаются сегодня, будут летать еще двадцать лет, за которые авиация уйдет далеко вперед, а Ту-214 отстанет еще больше. Полагаю, на большой тираж этого лайнера рассчитывать не стоит, у него остаются узкие ниши, и в них он продолжит работать, но в небольшом количестве», — резюмирует Гусаров.

МС-21 является будущим российской авиации

РФ должна сделать ставку на МС-21, под который сегодня выстраивается инфраструктура.

«Серийное производство самолета МС-21 рассчитано на 72 лайнера в год, причем такие технологии изначально были заложены в модернизацию авиазавода в Иркутске, который выйдет на заданные темпы в течение пяти лет», — заключает Гусаров.

<br />
                    Лекарство от санкций: МС-21 поможет гражданской авиации РФ больше Ту-214<br />

Производство Ту-214 в таком масштабе наладить невозможно, для этого придется полностью переделывать проект и фактически создавать новый самолет.

«МС-21 технологичней и проще в производстве, несмотря на то, что он современней и круче Ту-214», — констатирует Гусаров.

Если бы у Россия не было готовых проектов, то тогда бы реанимация Ту-214 была бы нужна, но МС-21 полностью решит санкционные проблемы.

Дмитрий Сикорский

Источник:rueconomics.ru