Никогда не говори «никогда»: «Газпром» еще может вернуться в Европу

Современная геополитическая ситуация вынуждает «Газпром» отказаться от ставки на европейский рынок. Поставки газа в страны Евросоюза в каком-то виде могут восстановиться, но былого взаимодействия уже не вернешь, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» энергоэксперт Станислав Митрахович.

<br />
                    Никогда не говори «никогда»: «Газпром» еще может вернуться в Европу<br />

ПАО «Газпром» исключило из долгосрочной программы развития на 2024–2033 годы такой целевой показатель, как «доля на рынке газа стран европейского региона». Теперь главная компания страны больше не будет в своей стратегии ставить на ЕС, несмотря на то что совсем недавно ее сырье в импорте старого континента занимало до 40%.

«Газпром» отходит от Европы

«С одной стороны, это намек Европе, что она может окончательно потерять ведущего поставщика газа, а с другой — перед нами объективная реальность, вернуть свои позиции на европейском рынке российской компании будет очень сложно», — заключает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

«Газпром» теперь рассматривает другие направления применения усилий, разговор прежде всего идет про Китай и Индию. Большие перспективы имеют внутреннее потребление, новые индустриальные проекты и развитие химического и металлургического производства.

«В отечественном экспорте продолжит расти доля СПГ, такие технологии позволяют экспортировать газ куда угодно в мире», — резюмирует Митрахович.

<br />
                    Никогда не говори «никогда»: «Газпром» еще может вернуться в Европу<br />

По СПГ лидером в РФ является НОВАТЭК, но и «Газпром» может усилить свои позиции за счет реализации новых проектов. Компания уже запланировала строительство огромного газохимического комплекса в Усть-Луге.

«Евросоюз взял официальный курс, направленный на полный отказ от ископаемого топлива, поэтому России нужно иметь в виду, что при любом развитии событий стране надо уходить на новые рынки сбыта», — констатирует Митрахович.

Российские поставки в ЕС вряд ли смогут приблизиться к показателям 2015–2021 годов, поэтому экономическая ситуация диктует резкое изменение стратегии.

На европейском рынке не стоит ставить крест

Экспортные перспективы у российского газа сохраняются, но теперь эта система не будет ориентирована на ЕС. С одной стороны, это диверсифицирует экспорт, а с другой — Европа остается самым близким и выгодным для РФ газовым рынком.

Первый договор на экспорт газа Москва подписала в 1968 году с австрийской компанией OMV, именно это соглашение стало основополагающим шагом для создания индустрии, которая за 55 лет работы принесла стране триллионы долларов экспортной прибыли.

<br />
                    Никогда не говори «никогда»: «Газпром» еще может вернуться в Европу<br />

Сегодня Европа закрывается для российского газа, но «никогда не говори «никогда»»: нельзя утверждать наверняка, что это взаимодействие не будет восстановлено. Кроме «Турецкого потока» существуют украинская ГТС, «Ямал — Европа» и вторая нитка «Северного потока — 2». Если стороны захотят, то эти проекты можно будет быстро запустить.

«Российский трубопроводный газ сейчас идет в ЕС через Украину и Турцию, присутствуют также поставки СПГ. Дальнейшие перспективы сотрудничества зависят от европейцев, им придется выбирать между отказом от значительной части промышленности и импортом российского газа, но такие переговоры станут возможными только после окончания острой фазы украинского конфликта», — констатирует Митрахович.

Однако при любом сценарии отношений с Европой газовый экспорт РФ не будет стоять на месте, страна продолжит реализовывать новые газотранспортные проекты.

Трубопроводный экспорт не останется без развития

«Сегодня у нас работает “Сила Сибири — 1”, “Сила Сибири — 2” обсуждается, но контракта нет. Имеются планы по строительству газопровода в Китай через Северный Казахстан и через Среднюю Азию в Иран для выхода российского сырья по своповому механизму на индопакистанский рынок. Есть также теоретическая возможность присоединения к газопроводу “Средняя Азия — Китай”», — заключает Митрахович.

Трубопроводное направление продолжит развиваться даже в случае закрытия рынка ЕС. Еще стоит вспомнить газопровод в Китай с Дальнего Востока, который СМИ уже называют «Силой Сибири — 3», его объемы небольшие, но он может быть запущен сравнительно быстро.

<br />
                    Никогда не говори «никогда»: «Газпром» еще может вернуться в Европу<br />


«Существуют перспективы у “Турецкого хаба” и строительства в направлении Турции еще двух ниток “Турецкого потока”, но для того, чтобы реализовать этот проект, опять же, нужно будет договориться с европейцами», — резюмирует Митрахович.

Особое внимание страна уделит развитию СПГ, хотя практика НОВАТЭКа говорит о том, что здесь требуются серьезные инвестиции, которые включают в себя не только финансирование, но и предоставление большого объема налоговых льгот.

Читайте также

  • Туркменский газ российскому не ровня: «Сила Сибири — 2» имеет отличные перспективы в Китае
  • Операция без анестезии: выживет ли Европа без российского газа
  • Жгучая ирония: Чехия отказалась от российского газа, а РФ этого не заметила
  • Без оправданий: Россия нервирует Запад и Украину темой «Северных потоков»

Дмитрий Сикорский

Источник:rueconomics.ru